На море

Вверх Однофамильцы ЗАЗ-968 Брянск Дивеево Ссылки

Краснодарский край, Геленджикский район, поселок Архипо-Осиповка.

По моему мнению, в этом небольшом приморском поселке хорошо отдыхать тем, кто хочет в это время не до конца оторваться от цивилизации. Достоинство  Архипо-Осиповки перед близлежащими Беттой, Криницей и Дивноморское  в том, что пляж уходит в море достаточно плавно и имеет песчаное дно. Подход к пляжу, в отличие от Бетты и Криницы, ровный. Сам пляж меньше, чем в Дивноморском, но больше, чем в Бетте.

Вместе со своими родителями я отдыхал здесь в 1972-1975 годах. Жили мы как в самом поселке, так и в Терновом ущелье, которое находится на берегу в часе ходьбы от поселка. Тогда это была пограничная зона и для проживания требовалось разрешение начальника погранзаставы.

Затем последовал большой перерыв, в течение которого я женился, родилось и выросло двое детей. В 1998 году достаточно неожиданно для самих себя мы решили съездить отдохнуть в этот же поселок. Подготовка к поездке продолжалась весьма недолго. Каждый из нас взял на работе отгулы и всей семьей 5 июня мы выехали вечерним поездом до Новороссийска. Около 7 часов утра мы прибыли в славный город и на троллейбусе перебрались на автовокзал. Почти все автобусы до Архипо-Осиповки оказались проходящими (Анапа-Сочи, Анапа-Туапсе). К нашему сожалению, на ближайший автобус (7:30) билеты мы не купили, а следующего надо было ждать 4 часа. Поэтому мы пошли на городской рынок, который совмещал  мелкооптовую торговлю различными консервами, кашами, макаронами и прочим с торговлей всяческими овощами-фруктами. Накупив всяких разностей (что-то взяли с собой, чем-то позавтракали), мы в 11:30 на автобусе Анапа-Сочи выехали в Архипо-Осиповку, куда и прибыли, преодолев  80 километров за 2 часа.

На автостанции мы "сдались" одному из автомобилизированных местных жителей и он провез нас по нескольким домам со сдающимися комнатами. Буквально на каждой калитке висело: "сдается комната".  Свой выбор мы остановили на доме в паре минут ходьбы от пляжа. Немного поторговавшись с хозяйкой, сошлись на цене 20 рублей с носа в сутки, и принялись отдыхать...

Все пять дней отдыха погода нас баловала теплым морем, отсутствием осадков и спокойным морем. Дети вместе со мной прокатились на водном мотоцикле, а в один из дней мы сходили по берегу в одно из ущелий, которое нам понравилось. Еще женской части нашей семьи очень понравились вареные мидии, которыми нас вначале угостили, а затем я собирал в море.

Итоговые затраты на пятидневное пребывание на море, с учетом проживания, составили около 1000 рублей, или 50 рублей с носа в сутки.

К поездке на море в 1999 году дети готовились целый год. Окончательно мы собрались и выехали, увеличившимся на 1 14-летнего ребенка составом, по прошлогоднему маршруту 15 июня на 2 недели. Первую неделю мы провели на пляже, а во вторую (с 21 июня) начались дожди, которые с небольшими перерывами шли до самого нашего отъезда.

В один из таких дождливых дней мы съездили в аквапарк поселка Небуг, что около Туапсе. Вход (3 взрослых и 2 детских билета) обошелся в ~600 рублей. Шокировали внутренние цены на хот-доги: хотя они содержали только 1/4 часть сосиски, их цена была выше среднепоселковой в 3-4 раза. Все съедобное (соки-воды, пиво, сладости,  куры-гриль, ...) продавалось в 2-4 раза дороже, чем в любом приморском поселке.

В этом году цена на жилье поднялась на 5 рублей. По итогам поездки посчитали, что без учета проживания и посещения аквапарка, расходы на 5-х человек составили в среднем 200 рублей в сутки.

В 2000-м году ехать на море мы сначала и не собирались: все-таки сын оканчивал 9-й класс и поступал в лицей. Как результат - выпускные экзамены в школе и вступительные в лицей. Да и отпуска мне и жене обещали дать только в сентябре. Однако несколько "но" помогли совершить в июле недельную поездку на море. Первым "но" было проведение вступительных экзаменов в лицей в мае. Вторым - приобретение нами "крутой иномарки" - ЗАЗ-968 в весьма приличном состоянии. Третье "но" - нам на работах дали по неделе отгулов.

5-го июля в 6 часов утра мы в увеличенном составе (2 взрослых + 3 ребенка) на своем ЗАЗике выехали на море по маршруту Ростов - Павловское - Краснодар - Джубга - Архипо-Осиповка. В 13:00, проехав согласно одометра ровно 400 км, прибыли на место. На всем маршруте ни разу не видели экологов. Сама трасса достаточно часто реконструируется. Возле этих мест пасутся ГИБДД'шники. Следят за выполнением скоростного режима и соблюдением разметки: нарисована сплошная осевая - не сметь через нее переезжать! Причем стоят эти засады между кучами гравия и парами. Одна, а через 200-500м - вторая. Во второй половине дня понемногу уезжают. Но даже в субботу в после 18:00 их встречал. Ехали с крейсерской скоростью ~80 км/час, средняя скорость составила 57 км/час. В районе Краснодара заправились (20л), в районе Адыгейска купили немного продуктов. От Ростова до Краснодара заправки расположены через 30-50 километров. На участке Краснодар - Горячий Ключ они встречаются реже. От Горячего Ключа и до Архипо-Осиповки встретили всего 2 заправки. Бензин в Краснодарском крае дороже, чем в Ростове примерно на 50 копеек. На всем маршруте у каждого населенного пункта встречаются базарчики. Самый длинный (и самый дешевый) оказался базарчик около Адыгейска. Для тех, кто будет ехать этим же маршрутом: только на этом базарчике есть в продаже копченый адыгейский сыр.

Неприятным известием для нас стали резко подскочившие цены на проживание (до 50-60 рублей в сутки с человека). Этот факт заставил нас обратить внимание на возможности ночевать в автокемпингах или, оставив машину на охраняемой стоянке, в ущельях.

В этом году погода нас баловала не очень сильно: первые 2 дня после прибытия небо было затянуто облаками, на море были небольшие (1-2 балла) волны. Но вода была уже теплая (22-23 градуса) и все купались. В день, когда волнение на море усилилось, мы съездили посмотреть несколько близлежащих поселков (Криница, Бетта, Дивноморское) посмотpеть, можно ли там остановиться на машине и имеет ли эта остановка смысл?

Мой вывод: лучше Архипо-Осиповки в этом районе места нет.

Дивномоpское: - не нашел автокемпинга. Все опрошенные местные жители (~10 чел) про него ничего не знают. Пляж каменистый, 5 шагов от среза воды - и можно уйти с головой в море. В море везде под ногами галька. Однако есть пункт по обучению подводному плаванью (200 руб.. баллон, которого хватает на 30-60 минут, обучение - с 9 лет). Достаточно много цивилизации.
Криница + Бетта: - есть по одному автокемпингу. От кемпингов подход к морю нормальный. А из поселков - по лестницам с обрыва. Берег - как в Дивномоpском. Цивилизации практически нет. Пляжи очень небольшие. Если ехать не на своей автомашине, то будут проблемы с приездом/отъездом.
Архипо-Осиповка: - есть 2 автокемпинга. подход к морю что от них, что из самого поселка нормальный. Пляж - галька. Спуск в море - песчаный и весьма пологий, что для семей с маленькими детьми весьма положительно. Размер пляжа - среднее между Дивномоpском и Беттой.

Цены везде примерно одинаковые.